О некоторых вопросах кадрового отбора на государственную службу

 

В рамках реализации Плана Нации «100 конкретных шагов» государственная служба претерпела серьезные изменения. Реформы в сфере государственной службы получили положительную оценку международных экспертов. Внедрены принципы меритократии, компетентностный подход, институт наставничества, обязательный конкурсный отбор,усилены принципы открытости.

Для повышения прозрачности отбора действующим законодательством предусмотрено проведение собеседования с обязательным использованием аудио-видео записи и приглашением наблюдателей из числа общественности. В целях дальнейшего совершенствования механизмов по отбору и найму государственных служащих в прошедшем году внесен ряд поправок, в том числе предоставление права кандидатам использовать технические средства записи процесса собеседования, если это не мешает ходу заседания, написание эссе  и обязательная проверка претендентов на руководящие должностина знание стратегических и программных документов.

Изменения коснулись вопросов организации и программы тестирования. Известно, что трехэтапный конкурс включает этапы тестирования. І этап – тестирование на знание законов Республики Казахстан, ІІ этап тестирование на оценку личных качеств.

С целью развития компетенций и повышения потенциаласлужащих была разработана новая рамка компетенцийк должностям административной государственной службына основе лучшей зарубежной практики.Единая рамка компетенций (ЕРК)внедрена с начала 2019 года приотборе и используется при тестировании.

Компетенция – это знания, умения и навыки, наличие и применение которых приводит к качественной и результативной деятельности.

Данный вид тестирования направлен на определение уровня проявления компетенций кандидатов. В основе вопросов лежат психометрические задачи, кейсы и есть ответы, соответствующие поведению кандидата.

Включеныпо 10 заданий на выявление уровня стрессоустойчивости, инициативности, ответственности, ориентации на потребителя услуг и его информирование, добропорядочности, саморазвития, оперативности, сотрудничества и взаимодействия, управления деятельностью, принятия решений, лидерства, стратегического мышления, управления изменениями.

В тестирование также включаются вопросы на определение уровня достоверности данных ответов.При достоверностиответов менее 50% тестирование считается не пройденным.

По результатам тестирования выдается заключение с описанием поведенческих индикаторов, которые учитываются конкурсными комиссиями при проведении собеседования.

Кроме того, были внесены изменения в Типовые квалификационные требования к администиративным государственным должностям корпуса «Б», согласно которым упрощены требования к кандидатам на занятие конкретной государственной должности по опыту работы.

В рамках автоматизации и цифровизации рабочих процессов исключены бумажные сертификаты при прохождении тестирования, что упростило процедуру сдачи документов на участие в конкурсе.Кадровой службе предоставлено право посредством интегрированной информационной системы «Е-қызмет» проверять наличие у кандидата сертификата о прохождении тестирования и заключения о прохождении оценки личных качеств, действительных на момент подачи документов. Такой подход сокращает количество подаваемых гражданином бумажных документов для участия в конкурсе.

Автоматизация рабочих процессов коснулась конкурсных процедур среди государственных органов. Государственными служащими, при участии во внутренних конкурсах документы подаются тольков электронном виде посредством систем "Е-қызмет", портала "Е-gov" либо на адрес электронной почты государственного органа.

Все меры, принимаемые по совершенствованию механизмов отбора кадров на государственную службу направлены на усиление кадрового потенциала государственного аппарата и способствуют укреплению принципов меритократии, а также открытости и прозрачности принятия кадровых решений.

И главными критериями отбора и продвижения на государственной службе Глава государства Н.А. Назарбаевотметил профессионализм, патриотичность, способность ставить долгосрочные задачи, умение и воля решать их в новых условиях.

Высокий профессионализм государственных служащих и результативность являются залогом эффективного служения гражданам страны.

 

Венера Масимова

Руководитель Управления государственной службы

 Департамента АДГСПК по ЗКО